Понедельник, 23.06.2025, 11:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Романчук Алексей

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Математическая модель педагогического опыта: цели, задачи, пути реализации на практике

Одним из наиболее ценных компонентов мастерства педагога является педагогический опыт. И тем более ценен этот компонент, чем выше уровень качества в результате его использования другими преподавателями. Существенную сложность в применении положительного опыта наиболее эффективной реализации синтеза применяемых педагогических технологий в процессе педагогического взаимодействия вызывает оценка возможной эффективности его использования в других условиях другими педагогами.

Анализ педагогического мастерства ряда успешных педагогов,  указывает на то, что даже достаточно хорошо зарекомендовавшая себя методика, в ряде случаев оказывается неэффективной, либо имеет низкий уровень результативности. Хотелось бы прибегнуть к опыту  отечественной педагогики, а именно – процитировать  А.С. Макаренко: «… никакое средство не может быть объявлено постоянным, всегда полезным и действующим всегда одинаково точно. Педагогика – наука диалектическая, абсолютно не допускающая догмы.» [1. стр. 5]. Естественно, что мириться с подобным положением дел педагогическая наука не собирается, и для повышения эффективности решения выше обозначенной проблемы предлагается довольно широкий спектр методов.

Одним из наиболее перспективных в эпоху высокого уровня развития информационных технологий является метод моделирования.

Модель педагогического опыта, включающая в себя наиболее важные аспекты изучаемого педагогического опыта, позволяет не только повысить уровень эффективности при его внедрении, но и качественно улучшить его на уровне аналитической обработки.

С целью облегчения аналитической обработки основных учебно-воспитательных моментов рассматриваемого педагогического опыта мы предлагаем использовать усовершенствованную методику моделирования педагогического опыта, предложенную в начале 90-х годов прошлого века группой педагогов Псковского института повышения квалификации педагогов под руководством Н.И. Зильберберга.

Для того, чтобы приступить к моделированию, необходимо дать определение самому термину – педагогический опыт. Н.И. Зильберберг дает наиболее точное и удобное для данного подхода  определение: «Педагогический опыт – модель деятельности носителя опыта по решению задач обучения, воспитания и развития в определенный период, которая разрабатывается исследователем (в частности самим носителем опыта) и служит средством для отображения объекта исследования, решения каких-либо задач» [2. стр. 4]. В соответствии с этим можно сформулировать и основную цель создания модели педагогического опыта, как стремление к систематизации всех факторов оказывающих воздействие на эффективность анализируемого педагогического опыта, в зависимости от уровня их влияния на результат при его реализации.

В своей работе «От модели педагогического опыта к практике» Н.И. Зильберберг делает существенный упор на анализ педагогического опыта. В частности он выделяет пять основных этапов системного анализа:

1. Период предварительного ознакомления с предметом моделирования;

2. Этап уточнения модели;

3. Этап структурного описания модели;

4. Этап определения причин и объяснения полученных результатов;

5. Подготовка материалов изученного опыта для внедрения и использования в практике работы школ [2. стр. 4].

Также следует отметить, что немаловажным аспектом эффективности оцениваемой методики является и анализ обучаемых, и способностей, уровень подготовки к изучению данного материала, уровень мотивации, уровень утомления (т.е. с физической точки зрения способного в полной мере воспринимать изучаемый материал).

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Предполагается, что каждый педагогический опыт модулируется непосредственно на определенный тип обучаемых (т.е. школьники общеобразовательной школы с достаточным уровнем подготовки, учащиеся начального профессионального учреждения, студенты ССУЗов и ВУЗов, и т.п.). Градация обучаемых, определяется не только возрастными группами, но и уровнем подготовки, мотивацией, физическими и физиологическими особенностями обучаемых. По этой причине модель педагогического опыта учителя математики 10-ых классов, реализованная в классе с углубленным изучением математики не может быть актуальна (без адаптации) для гуманитарного класса, той же самой параллели.

Поскольку модель педагогического опыта разработана для определенной группы учащихся, градация уровня усвоения материала учащимися принимается в соответствии с характеристиками выбранной группы учащихся.

Рисунок №1 – Структурная схема педагогического опыта.

 

 

Особую важность в данном случае Н.И. Зильберберг придает структурным схемам  педагогического взаимодействия. В соответствии с установленной последовательностью формируется структурная модель педагогического опыта, образец модели представлен на рисунке №1.

Анализ педагогического опыты предлагаемый Н.И. Зильбербергом представляет собой разложение учебно-воспитательных моментов урока по принципу триединой цепи, состоящей из обучающего, воспитательного и развивающего аспектов. Данная методика позволяет на стадии аналитической обработки материалов педагогического опыта определить направленность каждого учебно-воспитательного момента.

Особый интерес в данном случае вызывает последовательность учебно-воспитательных моментов и их взаимосвязь между собой. В ходе аналитической обработки положительного опыта, как при непосредственном присутствии на уроках опытных учителей, так и при просмотре видеозаписей открытых уроков, была выявлена сложная структура взаимодействия учебно-воспитательных моментов, включающих в себя как последовательные, так и параллельные связи. Иными словами каждый учебно-воспитательный момент урока является своего рода отправной точной для следующего, и включает в себя базис для подготовки к включению в цепь урока следующего учебно-воспитательного момента, либо группы моментов описывающих изучаемый материал.

При всем многообразии применяемых учителями методик в каждом педагогическом опыте присутствует цепь связующих учебно-воспитательных моментов, направленных на повышение внимания учеников к изучаемому материалу (в структурной схеме Рисунок №1 данные учебно-воспитательные моменты обозначены римской цифрой - I, с индексами а, в).

Анализ имеющейся базы открытых уроков, дает возможность утверждать, что от того насколько точно сумеет учитель выстроить структуру взаимодействия учебно-воспитательных моментов класса Iа – Iв - … - In с моментами урока ориентированными непосредственно на освоение изучаемого материала, зависит эффективность данного педагогического опыта. Особенностью данной группы учебно-воспитательных моментов является ее направленность на уровень мотивации учеников. Чем выше заинтересованность обучаемых в изучении данного материала, тем меньшую часть в структуре учебно-воспитательных моментов урока занимает группа Iа – Iв - … - In.

В процессе работы над материалами исследований, при моделировании на стадии проработки этапа структурного описания модели, нами была выявлена потребность не только в оценке направленности педагогических моментов, но и анализ продолжительности временного интервала, занимаемого каждым отдельным педагогическим моментом.

Для упрощения работы при анализе была разработана информационная модель урока, в редакторе Microsoft Еxсel, в зависимости от времени, с учетом градаций каждого педагогического момента по виду выполняемой работы учениками на уроке. Пример таблицы приведен на рисунке №2.

 

Шкала времени

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

44

45

Теория

Групповое

класс

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

самост.

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

Индивидуальное

класс

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

самост.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Практика

Групповое

класс

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

самост.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Индивидуальное

класс

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

самост.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Воспитательный аспект

Х+5

Х 1 +y 1+0 

 

Z 3+x3+0

Z 4+y 4+x 4+0 

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0+X

1

1

Обучающий аспект

y+7

Z 2+y2+5 

 

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

0+Y

0

0

Развивающий аспект

Z+5

 

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

0+Z

0

0

 

 

Рисунок №2 – Информационная модель педагогического опыта.

 

Шкала времени включает в себя 45-ть минут академического часа (стандартный урок в общеобразовательной школе), при использовании информационной модели в других условиях, может быть увеличена в зависимости от продолжительности реализуемого педагогического опыта.

Поле учебно-воспитательной структуры педагогического опыта разделено на 8-мь строчек, которые выражают направленность применяемой педагогической технологии.

Результаты реализуемых аспектов урока рассчитываются автоматически с использованием логических функций редактора Microsoft Еxсel и отображаются в первых ячейках трех строк внизу таблицы. В ячейках таблицы за X,  Y и Z принимается соответственно количество минут занимаемых воспитательным, обучающим и развивающим аспектами скрытых ячеек таблицы (для демонстрации образца информационной модели часть таблицы была представлена в скрытом виде, соответственно данные скрытых ячеек принимаются за количество минут описываемое буквами латинского алфавита приведенными выше).

При выполнении анализа педагогического опыта поле учебно-воспитательной структуры урока заполняется по принципу 2-ичной системы (единица – ставится в ячейках с отображением направленности реализуемого учебно-воспитательного момента, нуль – в прочих ячейках).

Таким образом, при проведении урока, специалист производящий анализ педагогического опыта, производит отображение применяемых учебно-воспитательных моментов с градацией по продолжительности и оценки взаимосвязи каждого момента с аспектами урока.

Полученная модель педагогического опыта при рассмотрении возможности ее применения в других условиях (например в параллельном классе), в зависимости от исходных данных к уроню подготовки учеников, может быть адаптирована для реализации в заданных условиях путем частичной  корректировки продолжительности и связей        учебно-воспитательных моментов.

Предлагаемая информационная модель полезна не только для анализа уже имеющегося педагогического опыта, с незначительными доработками (добавление соответствующих граф, перераспределение информационно-вычислительной части таблицы и т.п.) может широко применяться для проектирования педагогического взаимодействия в процессе работы над планами уроков.

 

 

Список использованы источников:

 

  1. Макаренко А.С. Избранные произведения в трех томах/ Редкол.: Ярмаченко Н.Д. и др.-К.: Рад. Шк, 1985. Том 3 – 592 с.
  2. Зильберберг Н.И. «От модели педагогического опыта к практике» Методические рекомендации. Издание Псковского областного института усовершенствования учителей. Псков 1991г.36 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: Romanchuk (20.11.2016)
Просмотров: 152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск