Вскрытие проблематики праксиологических вопросов в результате развития компетентностного подхода в образовании более явно обострило проблемы междисциплинарной интеграции в контексте метапредметных результатов обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)[] однозначно трактуют необходимость овладения компетенциями, позволяющими творчески, креативно-эвристически, и в конечном итоге результативно действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях.
Кроме прочих ФГОС ООО устанавливает метапредметные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающие освоенные обучающимися межпредметныех понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории [].
Иными словами, требуется широкая проработка вопросов междисциплинарной интеграции, опираясь на весь спектр межпредметных связей которыми располагает современная система образования. Сфера естественно научных дисциплин включает в себя практически все виды и формы межпредметных связей, что дает возможность обзорного анализа методов и форм реализации междисциплинарной интеграции основного общего образования.
Исследовательской базой данной работы послужили результаты аналитической обработки базы педагогического опыта, полученного в результате 24 интегрированных уроков в 6-8 классах (6 технология – математика, 4 технология – геометрия, 7 технология – алгебра, 7 технология – физика) на базе инновационной площадки КузГПА в МБОУ СОШ №24 г. Белово, в период 2012-2014гг., всего в экспериментах принимало участие 84 ученика.
Следует отметить, что под термином «педагогический опыт»(ПО) мы подразумеваем – модель деятельности носителя опыта по решению задач обучения, воспитания и развития в определенный период, которая разрабатывается исследователем и служит средством для отображения объекта исследования, решения каких либо задач []. В качестве методического инструмента для аналитической обработки ПО мы использовали информационную модель урока, отражающую структуру учебно- воспитательных моментов урока с точки зрения обучающего, воспитательного и развивающего аспектов задачи урока[].
База педагогического опыта формировалась в результате эмпирического исследования зависимости воспринимаемой информации от методики преподавания, и не в полной мере отражает необходимые критерии для качественного анализа междисциплинарной интеграции школьного курса. Тем не менее, полученные данные посредством математической обработки, в совокупности с анализом планов интегрированных уроков и методик обучения дают возможность получения приблизительного обзора возможных результатов образовательной деятельности в процессе реализации междисциплинарной интеграции.
Главным критерием оценки эффективности результатов обучения с использованием межпредметных связей в условиях междисциплинарной интеграции мы рассматривали способность учеников применить знания, полученные в одной предметной области, для решения задач в другой предметной области.
В представленной таблице №1 рассматривается градация эффективности применения межпредметных связей в зависимости от качества усвоенной информации. Оценка производилась в условиях узкой предметной области (математика, алгебра, геометрия, физика) на трех временных интервалах. В качестве сравнения приведены результаты тестирования в параллельных классах.
Таблица 1 – Качественные показатели образовательного процесса в результате реализации межпредметных связей.
№ п/п
|
Критерий оценки результатов обучения
|
Математика
6 кл.
(6 тем)
|
Алгебра
7-8 кл.
(7 тем)
|
Геометрия
7-8 кл.
(4 темы)
|
Физика
8 кл.
(7 тем)
|
Мин.
|
Макс.
|
Сред.
|
Мин.
|
Макс.
|
Сред.
|
Мин.
|
Макс.
|
Сред.
|
Мин.
|
Макс.
|
Сред.
|
1
|
Объем усвоенной теории (термины, понятия, законы и т.п.)
|
72
63
|
84
82
|
80
74
|
68
66
|
88
90
|
84
81
|
72
54
|
91
94
|
88
82
|
69
66
|
94
82
|
89
77
|
2
|
Решение практических задач
|
78
77
|
92
84
|
88
80
|
72
64
|
86
80
|
81
72
|
77
72
|
98
89
|
91
80
|
75
61
|
98
82
|
91
73
|
Графическое отображение результатов исследования приведены на Рисунках №№1,2.
Анализ результатов эмпирических исследований показал, что при использовании межпредметных связей в условиях междисциплинарной интеграции, как в теоретической, так и в практической части учебного материала, наблюдается положительная динамика, свидетельствующая о более высоком уровне усвоения пройденных на интегрированных уроках тем.

Рисунок №1 - Объем усвоенной теории

Рисунок №2 - Решение практических задач
Кроме того, в результате анализа усредненных данных по классам с опытом интегрированных уроков и классах, в которых они не проводились (выбор классов проводился с учетом примерно равной средней успеваемостью), было установлено, что уровень усвоения материала в классах с опытом интегрированных уроков всегда выше.
Важной составляющей частью эксперимента являлось применение в процессе решения учебно-исследовательских задач учениками на уроках технологии при выполнении творческих проектов знаний полученных в других предметных областях (математика, алгебра, геометрия, физика), путем усложнения тематики проектной деятельности. К анализу принимались результаты проектно-исследовательской деятельности в 7-8 классах, в конце второго года исследовательской работы.
Результаты анализа проектной работы приведены в таблице №2.
Таблица №2 – Анализ проектно-исследовательской деятельности учеников.
№ п/п
|
Критерий оценки результатов обучения
|
В классах с опытом интегрированных уроков
|
В классах без опыта интегрированных уроков
|
Мин.
|
Макс.
|
Сред.
|
Мин.
|
Макс.
|
Сред.
|
1
|
Время выполнения творческого проекта
|
6
|
8
|
6,8
|
6
|
10
|
9,2
|
2
|
Сложность творческого проекта
|
1
|
4
|
3,2
|
1
|
2
|
1,4
|
3
|
Трудоемкость изготовления деталей творческого проекта
|
1
|
1,6
|
1,2
|
1,3
|
1,8
|
1,5
|
4
|
Применение знаний из других предметных областей
|
2
|
4
|
3,1
|
1
|
2
|
1,5
|
5
|
Объем теоретической части исследовательской работы, %
|
30
|
40
|
38
|
15
|
37
|
26
|
6
|
Время, выделенное на практическую часть выполнения работы (изготовление), %
|
60
|
70
|
62
|
63
|
85
|
74
|
7
|
Итоговые оценки по творческим проектам
|
4,36
|
5
|
4,8
|
4,28
|
5
|
4,7
|
На выполнения творческих проектов учебным планом было выделено 10 академических часов, как видно в таблице при выполнении творческих проектов группа учеников с опытом интегрированных уроков справилась с решением поставленных задач в среднем на два часа быстрее, чем вторая группа, что объясняется данными из 5 и 6 строчек таблицы, где указаны объем теоретической части проекта и время затраченное на выполнение практической части проектирования. При том, что среднее время, потраченное на теоретическую часть проекта у первой группы учеников было больше, время, затраченное на практическое выполнение изделия было меньше. это стало возможным по причине более грамотного выбора используемых материалов и качественной проработки графического материала. Кроме того, у учеников первой группы наблюдалось более качественная проработка технологических карт в части включения технологических операций и установов, благодаря чему в среднем экономилось от 13% до 25% времени потраченного на выполнение практических работ.
Оценка трудоемкости изготовления творческого проекта производилась путем сравнительного анализа технологии изготовления деталей изделия. За единицу был принят определенный набор минимального количества технологических операций на одну деталь изделия. Как видно из таблицы, ученики первой группы применяли более оптимальные элементы технологического процесса изготовления деталей.
Сложность творческого проекта оценивалась в условных единицах, и рассматривалась с точки зрения сложности конфигурации конечного изделия.
В 4 строчке таблицы указано количество теоретической базы применяемой учениками при изготовлении творческого проекта. Единицей является только область технологии (технический труд).
Наиболее ярко метапредметные результаты обучения характеризуют данные 2,4 и 7 строчек таблицы. При примерно одинаковых оценках за выполнение творческого проекта первая группа применяла в теоретической подготовке большее количество знаний полученных в других предметных областях, и использовала более сложные конфигурации конечного изделия.
Совокупность приведенных в данной работе аналитических данных свидетельствует о существенном повышении эффективности образовательного процесса в условиях реализации междисциплинарной интеграции. Результаты стимулирования процесса обучения путем широкого применения методик с использованием межпредметных связей появляется возможность не только повысить качество усвоения учебного материала, но и существенно повысить уровень метапредметных результатов обучения.
|